Портал предварительного информирования
(495)

666-333-0

контактный телефон
Заказать звонок
с 9.00 до 18.00

О внесении изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза

О текущем состоянии работ и о международно-правовых актах внесения изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза

 

Действующий сегодня Таможенный кодекс Таможенного союза (Кодекс) вступил в силу с 6 июля 2010 года

Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 777 «Об организации работы по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза»[1] (решение КТС № 777) признано необходимым внесение изменений и дополнений в Кодекс и создана рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в Кодекс. В рабочую группу, созданную в соответствии с решением КТС № 777 представители бизнес - сообщества не были включены, а их предложения не учитывались при подготовке поправок в Кодекс.

Для изменения сложившейся ситуации Совет Евразийской экономической комиссии принял решение 09 октября 2013 года № 61 о создании при Евразийской экономической комиссии рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства. Указанным решением поручалось Коллегии Евразийской экономической комиссии сформировать рабочую группу из представителей органов исполнительной власти государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества, а также сотрудников Евразийской экономической комиссии и утвердить ее состав. Рабочую группу возглавил член Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии В.А. Гошин.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 года № 256 был утверждён состав рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства, в который вошли:

 

От Евразийской экономической комиссии

 

Гошин

Владимир Анатольевич

член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству (руководитель рабочей группы)

 

Зубик

Наталья Львовна

заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики (заместитель руководителя рабочей группы)

 

Некрасов

Дмитрий Викторович

директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики (заместитель руководителя рабочей группы)

 

Акбердин

Рустам Александрович

директор Департамента развития предпринимательской деятельности

 

Асаул

Максим Анатольевич

заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры

 

Бойцов

Василий Борисович

директор Департамента технического регулирования и аккредитации

 

Бокитько

Борис Глебович

заместитель директора Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер

Дьяченко

Алексей Игоревич

заместитель директора Департамента защиты внутреннего рынка

 

Колосова

Марина Викторовна

заместитель директора Департамента развития интеграции

 

Кравченко

Валентина Васильевна

заместитель директора Департамента финансовой политики

 

Курильчик

Александр Федорович

врио директора Департамента антимонопольного регулирования

 

Мартинкевич

Галина Геннадьевна

заместитель директора Департамента промышленной политики

 

Самойлова

Наталья Ивановна

заместитель директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования

 

Скиба

Владимир Юрьевич

директор Департамента таможенной инфраструктуры

 

Субботин

Владимир Викторович

заместитель директора Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер

 

Тараскин

Владимир Иванович

директор Правового департамента

 

 

Точин

Андрей Владимирович

 

директор Департамента торговой политики

 

От Республики Беларусь

 

Борисюк

Сергей Валерьевич

заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (координатор от Республики Беларусь, ответственный за принятие решений по вопросам совершенствования таможенного законодательства)

 

Артемьев

Алексей Алексеевич

заместитель начальника Правового управления по вопросам Таможенного союза Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

 

Далидович

Сергей Викторович

заместитель начальника Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа по вопросам Таможенного союза Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

 

Дубровская

Татьяна Валерьевна

заместитель начальника Управления тарифного регулирования и таможенных платежей по вопросам Таможенного союза Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

 

Планин

Андрей Александрович

заместитель начальника Управления организации таможенного контроля по вопросам Таможенного союза Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

 

От Республики Казахстан

 

––––––––

Жаксылыков

Тимур Мекешевич

вице-министр экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (координатор от Республики Казахстан, ответственный за принятие решений по вопросам совершенствования таможенного законодательства)

 

Азимова

Эльвира Абилхасимовна

заместитель Министра юстиции Республики Казахстан

 

Акчулаков

Болат Уралович

вице-министр нефти и газа Республики Казахстан

 

Бектуров

Азат Габбасович

вице-министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

 

Даленов

Руслан Ерболатович

вице-министр финансов Республики Казахстан

 

Мамашева

Дина Талгатовна

заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан

 

Ордабаев

Самат Исламович

заместитель Министра иностранных дел Республики Казахстан

 

Рау

Альберт Павлович

первый вице-министр индустрии и новых технологий Республики Казахстан

 

От Российской Федерации

 

Лихачев

Алексей Евгеньевич

 

 

заместитель Министра экономического развития Российской Федерации (координатор от Российской Федерации, ответственный за принятие решений по вопросам совершенствования таможенного законодательства)

 

Иванов

Сергей Михайлович

заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы

 

Исаева

Наталья Ивановна

заместитель начальника Управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы

 

Моисеев

Юрий Юрьевич

 

первый заместитель начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы

 

Никишина

Вероника Олеговна

директор Департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации

     

Русаков

Юрий Валентинович

заместитель директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

 

Черкесова

Лариса Ивановна

начальник Правового управления Федеральной таможенной службы

 

От Консультативного совета по взаимодействию

Евразийской экономической комиссии и

белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества

 

Гайшун

Андрей Александрович

председатель Ассоциации таможенных представителей Республики Беларусь

 

Дравица

Виктор Иванович

директор Центра систем идентификации и электронных деловых операций Республики Беларусь

 

Мамбеталин

Алихан Есенгосович

заместитель председателя правления по вопросам международной торговли и таможенного регулирования Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен»

 

Мордашов

Алексей Александрович

председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО

 

Ошакбаев

Рахим Сакенович

член правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан

 

Сурвилло

Виталий Юрьевич

вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

     

 

Главная позиция бизнес-сообщества, касающаяся изменений и дополнений в Кодекс, состоит в том, чтобы они способствовали упрощению международной торговле без снижения эффективности таможенного контроля, что особенно актуально в условиях функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы и участия государств-членов Таможенного союза в Международной конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Киотская конвенция).

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан 19.05.2011 в г. Минске).

Договор призван обеспечить полноценное функционирование Таможенного союза (далее - ТС) в случае присоединения одного или нескольких его членов (далее - Стороны) к ВТО.

Со дня присоединения любой из Сторон (в данный момент - Россия, Казахстан, Белоруссия) к ВТО положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации (далее - Соглашение) становятся частью правовой системы ТС.

При последующем присоединении к Организации другой Стороны ее обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также становятся частью правовой системы ТС. Действия по принятию обязательств должны быть согласованы с остальными членами ТС.

Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения (включая обязательства Сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.

22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (далее - Протокол). Данный Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ.

Одним из условий, которые были выдвинуты в ходе переговорного процесса о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), было соответствие национального таможенного законодательства международным стандартам, как необходимый фактор содействия и упрощения международной торговли.

ВТО определяет следующие широкие области, вызывающие беспокойство на международном уровне для международной торговли:

чрезмерные требования правительства в отношении документации;

отсутствие автоматизации и незначительное использование информационных технологий;

отсутствие прозрачности, нечеткие и неопределенные требования к импорту и экспорту;

неадекватные таможенные процедуры;

осуществление контроля без техники оценки рисков и методов аудита;

отсутствие сотрудничества и модернизации среди таможенных и правительственных агентств, что препятствует эффективному управлению увеличившимися торговыми потоками.

Всемирная таможенная организация (ВТамО) описывает Киотскую конвенцию как международную программу по осуществлению честного, инновационного таможенного администрирования, предназначенную для обеспечения соблюдения таможенных процедур в период коренных перемен в мире международной торговли и путешествий, к которому привело внедрение технологических разработок.

Считается, что статьи ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле) и стандарты пересмотренной Киотской конвенции полностью совместимы.

В статьях V (свобода транзита); статья VIII (платежи и формальности, связанные с импортом и экспортом); статья X (опубликование и администрирование постановлений по торговле) ГАТТ изложены высокие принципы для формальностей и процедур, касающихся перемещения товаров, транзита товаров и опубликования и администрирования торговых правил.

Киотская конвенция предоставляет основу и практическое руководство, а также информацию по применению этих высоких принципов.

Применение Конвенции основывается на следующих принципах:

  • выполнение программ, преследующих цель непрерывного совершенствования таможенных процедур и практики, тем самым, повышения их эффективности и действенности;
  • применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;
  • предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;
  • применение современных методов, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита, а также максимальное практическое использование информационных технологий;
  • взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами;
  • выполнение принятых международных стандартов;
  • предоставление сторонам, которых это касается, беспрепятственного доступа к обзорам административной и судебной практики.

В Конвенции отмечено, что вышеперечисленные принципы направлены на обеспечение высокой степени упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является важнейшей целью Всемирной таможенной организации, и, вследствие этого, послужит значительным вкладом в содействие международной торговле.

Отдельно стоит сказать, что в рамках 9-й Конференции министров Всемирной торговой организации, состоявшейся с 3 по 6 декабря 2013 года, договориться и проголосовали за Балийский пакет соглашений (БПС). Один из документов БПС является Соглашение об облегчении торговли (Agreement on Trade Facilitation). Претворение в жизнь этого Соглашения имеет большое значение для развития таможенного регулирования с целью упрощения и развития международной торговли и не должно игнорироваться в работе при внесении изменений и дополнений в Кодекс.

Напомним, что решением Комиссии Таможенного союза № 4 от 04.02.2009 «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории»[2] было принято решение о целесообразности осуществления разработки проекта Таможенного кодекса таможенного союза на основе положений Международной конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

При этом сопоставительный анализ основных терминов и статей Кодекса показывает, что ряд дефиниций и стандартов Киотской конвенции не нашли своё место в Кодексе.

В настоящее время, по сравнению с 2009 годом, участниками Киотской конвенции являются все государства – члены Таможенного союза.

Первым из государств – членов Таможенного союза Киотскую конвенцию ратифицировала Республика Казахстан (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-IV ЗРК «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур)»[3].

В 2010 году к Киотской конвенции присоединились Российская Федерация (Федеральный закон № 279-ФЗ от 03.11.2010 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года»)[4] и Республика Беларусь (Закон Республики Беларусь № 194-З от 16 ноября 2010 года «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур»[5]).

На официальном сайте Президента России по случаю подписания Федерального закона размещён пресс-релиз, в котором указано, что присоединение Российской Федерации к Международной конвенции Киото является необходимым этапом на пути вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию[6].

Необходимо отдельно отметить, что каждое государство – член Таможенного союза присоединилось к Киотской конвенции в разных объёмах.

Республика Казахстан присоединилась в объёме Основного текста, Генерального приложения в полном объёме Специальных приложений за исключением:

Главы 3 «Каботажная транспортировка товаров» Специального приложения Е,

Главы 3 «Возврат» Специального приложения F,

Главы 1 «Таможенные правонарушения» Специального приложения Н,

Главы 2 «Почтовые отправления» Специального приложения J.

Российская Федерация - в объёме Основного текста и Генерального приложения;

Республика Беларусь - в объёме Основного текста, Генерального приложения, Специального приложения А, Специального приложения В, Специального приложения С, Главе 2 Специального приложения D, Специального приложения Е, Специального приложения G и Главам 1 и 4 Специального приложения J Конвенции.

 

Присоединение Киотской конвенции в разных объёмах можно рассматривать как угрозу единому таможенному регулированию на таможенной территории Таможенного союза, т.к. если таможенным законодательством Таможенного союза не урегулированы какие-либо правоотношения, то они регулируются в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза до момента установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.

В этой связи было бы целесообразным осуществить выполнение обязательств государств-членов Таможенного союза, возникших в результате присоединения к Конвенции, в процессе изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза.

С учётом присоединения Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь к Киотской конвенции дефиниции и стандарты Киотской конвенции должны стать не только ориентиром, а скелетом, новой редакции Кодекса.

Автор:

Кожанков Антон Юрьевич

Кандидат юридических наук,

Доцент кафедры

таможенных операций и таможенного контроля

ФГКУ ВПО «Российская таможенная академия»

 



[1] http://tsouz.ru/KTS/KTS30/Pages/R_777.aspx

[2]http://tsouz.ru/KTS/meeting1/Pages/default.aspx (дата обращения: 22.01.2011).

[4] Российская газета. 2010. 10 ноября. № 5332, 16 полоса


Автор: Достоевский Федор Михайлович