Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/tbcup771/tbcklient.ru/docs/core/model/modx/modcachemanager.class.php on line 605
О системе предварительного информирования таможенных органов РФ
Портал предварительного информирования
(495)

666-333-0

контактный телефон
Заказать звонок
с 9.00 до 18.00

О системе предварительного информирования таможенных органов РФ

 

О СИСТЕМЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТОВАРАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

АНДРЕЙ АСТРАХАНЬ

ООО «Таможенно-Брокерский Центр»,

генеральный директор, к.ю.н.

 

КОНСТАНТИН СТОГОВ

ООО «Таможенно-Брокерский Центр»,

заместитель генерального директора – руководитель Департамента

информационных технологий

 

 

В этой статье мы анализируем результаты предварительного информирования (ПИ) таможенных органов Российской Федерации о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза на примере железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) Посинь. Пункт находится на железнодорожной станции Себеж (ст. Себеж) Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», основными критериями оценки работы таможенных органов являются скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций.

Приказом Минтранса России от 09.02.2010 № 31 установлено, что продолжительность стоянок поездов международного сообщения в пунктах пропуска должна быть достаточной для проведения государственного контроля.

Закон ограничивает время совершения таможенных операций (при наличии предварительной информации по одной товарной партии) 15 минутами. Соответствующая норма содержится в нормативных документах ФТС России (приказ № 1230 от 03.10.2008 и последующие внесенные в него изменения).

Объемы товаросопроводительных документов по товарным партиям в составе поезда (особенно для маршрутных контейнерных поездов), как правило, достаточно велики.

Даже при наличии в контейнерном поезде 50 вагонов и одной товарной партии в вагоне (что нехарактерно для контейнерного поезда) нормативное время совершения таможенных операций поезда составит 12,5 часов, притом что общее время движения контейнерного поезда, например, из порта Риги в Москву, составляет не более двух суток.

Согласно п. 13 Плана мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенных процедур», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р, необходимо сократить сроки совершения таможенными органами операций, связанных с государственным контролем в железнодорожных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов и/или досмотра. Показатель достижения этой цели – сокращение простоя грузового железнодорожного состава в пункте пропуска до 2-х часов.

Анализ обработки поездов на ЖДПП Посинь ст. Себеж показывает, что время, необходимое для проведения всех форм государственного контроля, выходит за рамки нормативов, установленных по станции. Плановое время, принятое в исследовании за норматив, для общего времени обработки документов составляет 300 минут (5 часов), общее время стоянки поезда – 320 минут (5 часов 20 минут) (см. рис. 1).

По данным ОАО «РЖД», в среднем на ст. Себеж ежедневно прибывают 10–11 заграничных поездов. За год через данный ЖДПП таможенную границу Таможенного союза пересекают почти 3727 импортных поездов. Среди них преобладают порожние поезда (примерно 63% от всего количества). Такое распределение объясняется сырьевой структурой экспорта Российской Федерации: за границу следуют поезда с экспортными грузами, которые возвращаются пустыми. Известно, что время на оформление порожнего поезда значительно меньше времени оформления поезда с импортными грузами.

В год станция принимает примерно 1379 поездов с импортными грузами (среднее количество в месяц – 115 поездов, среднее количество в день – 4 поезда).

По результатам анализа времени обработки документов контролирующими органами на станции и стоянки поезда, среднее время обработки документов поезда с импортными грузами составляет 7 часов 21 минута, стоянки – 9 часов 01 минута. Это существенно превышает норматив.

 

Рисунок 1

Общее время обработки документов и общее время стоянки поезда, в чч:мм

 

Рисунок 1

 

 

В чем причины сложившейся ситуации? Как можно усовершенствовать процесс таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска, как ускорить контрольные процедуры и повысить пропускную способность железнодорожных пунктов пропуска?

 

В соответствии с Альбомом форматов электронных форм документов (утвержден приказом ФТС России от 28.01.2008 № 52) в электронный документ ПИ требуется включать сведения как из транспортных, так и из коммерческих документов.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Таможенно-Брокерский Центр» (ООО «ТБЦ»), как уполномоченный таможенный представитель ОАО «РЖД», подает предварительную информацию в Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС России) до прибытия поезда на ЖДПП Посинь ПИ, где находится информация о товарных партиях поезда и о порожних вагонах в его составе. В ответ ЦИТТУ ФТС России возвращают на адрес ООО «ТБЦ» идентификатор предварительной информации.

Идентификатор ФТС России представляется на таможенный пост на бумажном носителе совместно с другими бумажными документами только при информировании таможенного органа в ЖДПП о прибытии железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза.

Сегодня должностное лицо таможенного органа на ЖДПП не знает о том, что ПИ произошло, до тех пор пока не придет идентификатор на бумажном носителе.

С содержанием информации, которая подавалась предварительно до прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза, должностное лицо таможенного органа в ЖДПП знакомится только после того, как введет идентификатор в комплекс программных средств «Пункт пропуска» (КПС «ПП»).

Наша ежедневная практическая работа позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время предварительная информация не анализируется в автоматическом режиме с использованием системы управления рисками федерального уровня, ее результаты не доводятся до таможенного органа на ЖДПП до прибытия железнодорожного состава на таможенную территорию Таможенного союза, и, как следствие, должностные лица этого органа не могут заранее подготовиться к совершению таможенных операций и выбрать необходимые формы таможенного контроля.

Опыт внедрения КПС «ЖДПП» на пограничных таможенных постах показывает, что ПИ может ускорить совершение таможенных операций на ЖДПП только тогда, когда обеспечивается 100%-ное ПИ на все грузы (товары), перевозимые железнодорожным составом, прибывающие на ЖДПП.

Таким образом, уже в настоящее время видно, что основной путь сокращения времени таможенного контроля и совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств на ЖДПП – это перенос временных затрат на создание электронных документов о товарных партиях, подачу их в таможенные органы и их предварительный анализ таможенными органами на этапы, предшествующие по времени самому факту прибытия поезда на таможенную территорию. Только наличие достаточной по составу и качеству информации заранее, до прибытия поезда на таможенную территорию, может ускорить таможенный контроль и совершение таможенных операций должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств на ЖДПП. Следовательно, один из основных путей сокращения времени оформления поездов – это развитие концепции ПИ в сторону более четкой формализации процессов его использования и обеспечения повторного использования этой информации на всех этапах таможенного контроля.

Введение обязательного ПИ о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, можно рассматривать как основной инструмент для уменьшения временных затрат на совершение таможенных операций в ЖДПП, повышения эффективности таможенного контроля и более рационального использования государственных ресурсов.

В настоящее время, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, предварительное информирование не является обязательным. Действующее законодательство Таможенного союза не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах.

Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза (сегодня – Евразийской экономической комиссии) в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010).

При разработке проекта Решения необходимо учитывать нижеследующие особенности. Товары перевозятся железнодорожным транспортом в составе поезда, и проведение таможенных операций на пограничных пунктах производится поездами целиком. При этом регистрация факта прибытия оформляется на все вагоны в поезде – и на порожние вагоны, и на помещаемые под процедуру таможенного транзита, и на помещаемые под иные таможенные процедуры на данном ЖДПП. Именно для оптимизации процесса таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза на ЖДПП, для сокращения времени совершения таможенных операций над железнодорожным составом на ЖДПП предполагается одновременное присутствие в информационной системе перевозчика (его уполномоченного таможенного представителя) информации о поезде, обо всех порожних вагонах поезда и обо всех товарных партиях, перемещаемых этим поездом.

Для этого необходимо нормативно закрепить обязанность железнодорожного перевозчика представлять необходимую таможенным органам информацию своевременно и в полном объеме, по всему прибывающему импортному поезду целиком.

С учетом вышеизложенного, проект Решения о введении обязательности предварительного информирования на железнодорожном транспорте должен основываться на следующих принципах:

  • применение ПИ таможенных органов обо всех товарах и транспортных средствах до прибытия поезда должно реально сократить время совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров и транспортных средств;
  • минимизация времени таможенного контроля и осуществления таможенных операций таможенными органами на ЖДПП по факту прибытия поезда на таможенную территорию Таможенного союза. Она происходит за счет того, что заранее, до пересечения транспортным средством таможенной границы, подготавливается принятие решения о том, может ли ввезенный товар находиться на таможенной территории, выбирается форма таможенного контроля на основе применения к предварительной информации системы управления рисками (СУР), предварительная информация дополняется данными от инспекционно-досмотровых комплексов. Если товар может находиться на таможенной территории, но при этом необходимо принять решение о проведении досмотровых операций, досмотровые операции нужно проводить не на станции ЖДПП, а тем таможенным органом, в зоне которого находится оснащенная досмотровой площадкой станция в маршруте следования товара, либо таможенным органом станции назначения товара;
  • таможенные органы должны совершать действия по обработке ПИ до прихода поезда на ЖДПП, а также сообщать администрации железнодорожной станции на ЖДПП до прихода поезда о том, что необходимо провести таможенный контроль, который потребует планирования маневровых работ и отцепок;
  • централизации перевозчиком информации обо всех товарных партиях, планируемых к пересечению таможенной границы Таможенного союза, с целью последующего группирования этой информации в соответствии с составом импортного поезда для передачи ее в ЦИТТУ ФТС России до прибытия поезда в ЖДПП. Опыт внедрения КПС «ПП» на ЖДПП показывает, что ПИ может дать эффект ускорения совершения таможенных операций на ЖДПП только при 100%-ном ПИ на все товары и транспортные средства в прибывающем на ЖДПП поезде;
  • однократный ввод информации в информационные системы – многократное ее использование.

Принципиальное отличие существующего механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на ЖДПП от перспективного механизма состоит в переносе временных затрат на создание электронных документов о товарных партиях, подачу их в таможенные органы и их предварительный анализ таможенными органами на этапы, предшествующие по времени факту прибытия поезда на таможенную территорию.

Развитие ПИ таможенных органов позволит сократить время стоянки поезда в пункте пропуска. Применение принципов «единого окна» и государственно-частного партнерства позволит унифицировать и упростить информационное взаимодействие контролирующих органов и перевозчика в пункте пропуска.

Применение перспективного механизма информационного взаимодействия таможенных органов и железнодорожного перевозчика на ЖДПП существенно сократит время обработки документов и общее время стоянки поезда.

В качестве основы для перспективного механизма информационного взаимодействия должны выступать унифицированные электронные данные, что приведет к существенному сокращению бумажного документооборота. Это в свою очередь позволит снизить издержки и количество ошибок при работе с документами, сократит количество времени на их обработку.

На основании данных из повседневной практики ООО «ТБЦ» в диссертационных исследованиях аспиранта Российской таможенной академии А.В. Бондаренко «Совершенствование механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров железнодорожным транспортом», сделаны следующие выводы.

Так, время обработки документов для поезда с импортными грузами в случае реализации описанных выше мер составит 2 часа 35 минут, а общее время стоянки поезда – 2 часа 55 минут.

На рисунке 2 видно, что применение перспективного механизма информационного взаимодействия сокращает время обработки документов для поезда с импортными грузами на 145 минут (2 часа 25 минут), или на 48% по сравнению с нормативным временем обработки документов, утвержденного по станции Себеж. Сокращение общего времени стоянки достигает 145 минут (2 часа 25 минут), или на 45%.

 

Рисунок 2

Эффект сокращения времени обработки документов и стоянки поезда за счет использования перспективного механизма взаимодействия

 

Рисунок 2

 

На рисунке 3 видно, что применение перспективного механизма информационного взаимодействия сокращает время обработки документов для поезда с импортными грузами на 286 минут (4 часа 46 минут), или в 2,8 раза по сравнению со средним временем обработки документов по станции Себеж в настоящее время. Сокращение общего времени стоянки достигает 366 минут (6 часов 1 минуты), или больше чем в 3 раза.

 

Рисунок 3

Сравнение перспективного механизма взаимодействия с существующим по затратам времени на обработку документов и стоянки поезда

Рисунок 3

 

На одном только ЖДПП Посинь эффект от сокращения времени за счет анализа таможенными органами предварительной информации до прибытия поезда на таможенную территорию, выбора форм таможенного контроля только для перевозчика может принести до 18 млн рублей экономии в год и сократить время простоя поездов в 2,5 раза.

Кроме того, предлагаемый ООО «ТБЦ» перспективный механизм информационного взаимодействия таможенных органов и железнодорожного перевозчика, помимо сокращения времени простоя поездов на ЖДПП, приведет к упрощению совершения таможенных и иных операций, что, в свою очередь, приведет к сокращению издержек таможенных органов и участников ВЭД.

 

Рисунок 4

Принцип достижения эффекта сокращения простоя поездов на ЖДПП Посинь

 

Рисунок 4

 

Для реализации предлагаемых принципов и достижения всеми сторонами перевозочного процесса положительного экономического эффекта представляется целесообразным, чтобы все грузоотправители и экспедиторы приняли за правило проработку транспортных и товаросопроводительных документов со всеми участниками перевозочного процесса до начала самой перевозки. При этом обеспечивается минимизация рисков и ускоряется движение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

ООО «ТБЦ» готово принимать от грузоотправителей и экспедиторов по сети железных дорог комплекты транспортных и товаросопроводительных документов на каждую товарную партию, планируемую к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, для их анализа на полноту, достаточность и непротиворечивость данных и их соответствие требованиям таможенного законодательства.